ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ :
"Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие - есть святое таинство. И даже самое незначительное... глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом"
(преп. Иустин (Попович)).
Однако среди всех священнодействий выделяются самые важные, самые первостепенные и необходимые - Таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение Тела и Крови Господа Иисуса Христа, Исповедь (Покаяние), Брак, Елеосвящение (соборование) и Священство. В Таинствах, через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым образом, подается благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
Таинство Крещения служит входом в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви.
1. О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ
Для тех, кто хочет принять святое Крещение
Необходимость Таинства Крещения
Человек появляется на свет с природой уже поврежденной грехом. С годами грех, как некое злокачественное растение, растет и усиливается в человеке и этим все больше и больше порабощает его. От греха происходят все человеческие бедствия: преступления, страдания, обиды, насилия, болезни, физическая и, главное, - духовная смерть. Сущность этой духовной смерти заключается в отдаленности человека от жизни, то есть от Бога. Господь - единственный Податель жизни и Сама Жизнь.
Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир для того, чтобы уничтожить грех и дать человеку вечную жизнь. Духовное возрождение начинается верой человека в Иисуса Христа, желанием избавиться от насилия греха, которое соединяется со стремлением жить по воле Божией. Но одна вера и желания человека недостаточны. Нужна благодатная сила, которая осуществила бы духовное возрождение человека. По Слову Господа Иисуса Христа: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5-6).
Это рождение водой и Духом совершается в Таинстве Крещения и Миропомазания, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призыванием имени Святой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается благодатью Духа Святого в жизнь духовную и святую.
Господь Иисус Христос установил Таинство Крещения после Своего Воскресения из мертвых, когда, явившись Своим ученикам, сказал: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мф. 28:19-20, Мк. 16:16).
В Крещении человек облекается во Христа (т.е. соединяется со Христом во всей полноте), по словам ап. Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3:27: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись"). Крещаемый умирает для греховной жизни и воскресает для новой жизни во Христе, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании Таинства: "все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Если ... мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога" (Рим. 6:3-11).
Умерши на Кресте, Господь Спаситель, вознес наши грехи на Крест и стал очищением наших грехов. Кто крестится, тот соединяется со Христом и в Его смерти и в Его Воскресении.
Это не значит, что в Крещении человек автоматически освобожден от всех соблазнов. Духовный подвиг неизбежен, пока человек находится в этом мире, полном соблазнов. Разница между крещеным и некрещеным заключается в том, что некрещеный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещеный освобожден от рабства греху и получает помощь бороться с соблазнами Христианину важно понять, что, преодолевая искушения, он нравственно совершенствуется, духовно растет и крепнет. Но в борьбе с соблазнами христианин не одинок: он получает великую помощь от Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое обычно совершается сразу после Крещения.
Условия принятия Крещения
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Покаяние же заключается в осознании своей греховности и в решимости исправиться и начать новую жизнь.
Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников, которые, произнося исповедание веры, дают обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным. Младенец, принимающий Таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. "Я верую, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - что крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они - овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола". Младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.
О подготовке к Крещению
К принятию Таинства Крещения следует готовиться заранее. Взрослым следует регулярно посещать при храме специальные беседы для "оглашенных" (готовящихся принять Крещение и изучающих основы православной веры).
В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. В это время не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Необходимо посвятить его духовно-нравственным размышлениям, сосредоточиться на внутренней жизни. Перед Крещением хорошо избегать суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора и участия в увеселениях. По возможности, необходимо соблюдать пост в течение 2-3 дней. В сам день Крещения нужно с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений.
О восприемниках
После погружения младенца в купель крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Восприемники крещаемого, взрослого или ребенка, являются его духовными родителя ми. На них возлагается забота о духовном развитии воспринятого ими сына или дочери, молиться за него (нее), советом и делом помогать в трудные моменты жизни, научать вере и благочестию, приобщать к Таинствам. Одним словом, быть восприемником, это не только почетное, но и ответственное дело. При крещении достаточно иметь одного восприемника или одну восприемницу (собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать), но обычно их двое - крестный отец и крестная мать. Крестные родители должны быть православными, благочестивыми и церковными людьми, чтобы могли правильно влиять на своего восприемника (восприемницу). Обычно кто-то из крестных родителей приобретает нательный крестик для крещаемого. Крестным может быть только православный человек, способный дать отчет в своей вере.
Имя крещаемого
При крещении человеку дается имя в честь одного из святых Православной Церкви. Этот святой является небесным покровителем крещеного. День памяти святого называется днем Ангела. Человеку следует знать житие своего небесного покровителя, а также стараться причаститься в ближайший день ко дню своего небесного покровителя.
Крещение как начало спасительного пути
Таинство Крещения совершается однажды в жизни. В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от греховных дел, то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни. При этом он должен стремиться ко Христу, жить в Церкви и исполнять заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, нарушая данные в Крещении обеты, то он лишает себя благодати Божией.
Крещеных младенцев необходимо приносить в церковь для Святого Причастия (о чем особо должны заботиться восприемники), исключая тех дней Великого поста, когда нет Литургии или когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Поднося к Чаше ребенка, нужно держать его на правой руке, и назвать его имя.
Взрослым после Крещения также необходимо участвовать в церковных Таинствах, и, прежде всего, в Таинствах Исповеди и Евхаристии (Причащения), ибо Крещение нас вводит в Церковь, Миропомазание дает нам дары, необходимые для жизни в Церкви, а Евхаристия делает нас причастными Христу Спасителю.