История возрождения Свято-Успенского храма
города Лабинска.

Сначала была открыта двухклассная школа в 1885 году в частном доме одного казака. Заведующий и законоучитель школы был священник И.Смарагдов, учителями были диакон В.Солженикин и псаломщик Васильев.
Священники были назначены во все станицы Лабинского казачьего полка с 1872 года.
У одного казака была большая семья и два дома. Он продал один из них, а вырученные деньги пожертвовал на строительство Свято-успенской церкви. Церковь начали строить с 1887 года на деньги прихожан. Строилась она четыре года на территории бывшего кладбища.
В 1890 году состоялось первое богослужение. По документам, сохранившимся в архиве города Лабинска, выяснилась так же дата освящения церкви: 31 января 1891 года. Церковь освящена в честь праздника Успенья Пресвятой Богородицы.
Церковь строилась из кирпича. Снаружи имела нежно голубой цвет с белым обрамлением. Купола золотые. Была колокольня с медными колоколами, некоторые были отлиты из бронзы. Церковь имела роскошное архитектурное и внутреннее убранство. Все иконы были художественной росписи.
В 1890 году была организована церковно-приходская школа грамоты с раздельным обучением для девочек и мальчиков. Заведующим и законоучителем школы был священник отец Александр (Хламов), учительница Мерцалова Н.
Первым настоятелем церкви был отец Александр (Хламов), так же служил ревностный проповедник слова Божия священник отец Казарий (Иванов).
Затем был назначен другой настоятель. С 1894 года служил отец Григорий (Стрельбицкий), он был бессменным настоятелем 28 лет. Умер отец Григорий в 1922 году.
После него, по воспоминаниям старейших прихожан, служил в Свято-Успенской церкви священник отец Павел (Соколов). Прослужил он примерно 10 лет. Жил отец Павел рядом с храмом в хате, напротив церкви, которая до сих пор еще сохранена.
Священник Ручковский Сергей Алексеевич, 1887 года рождения, уроженец города Астрахани, закончил Ставропольскую Духовную Семинарию. Служил протоиереем в городе Лабинске с 1933 года.
Назначен был архиепископом Владимиром Краснодарским и Кубанским. Отец Сергий служил и во время оккупации.
Первые репрессии в отношении Успенской церкви начались еще в конце 20-х годов, начале 30-х годов. Сначала были запрещены все требы (крещение, венчание, отпевание и др.), колокольный звон. Священник мог совершать только богослужение.
В 1936-38 годах начались первые погромы церкви. Из храма изымались иконы, книги из обширнейшей библиотеки, церковная утварь.
Церковь действовала до конца 50-х годов. В 1938 году в зданиях церкви (помещении и на колокольне) хранили зерно, вплоть до оккупации.
Во время войны прихожане и духовенство помогали раненым в госпитале, собирали регулярно деньги для помощи фронту и на строительство танковой колонны.
Купола были сняты с церкви еще в 39-40 годах специальной бригадой коммунального хозяйства во главе с бригадиром товарищем Огурцовым. Была возведена крыша, потолок забит досками под общую крышу. Был сделан общий ремонт, так как здание церкви было решено отдать под клуб. В 1938 году здесь размещалось зернохранилище. Ремонтные работы продолжались вплоть до начала войны. Были так же разобраны боковые пристройки, порожки, заложены проемы в стенах, оставлен только главный вход.
В годы войны в церкви служил так же псаломщик Кухнаидзе Василий Николаевич, 1889 года рождения, г. Орджоникидзе. Действовал хор. Список хора:

  1. ГайдобаВ.Я.
  2. Горобенникова Е.
  3. Фадеева М.М.
  4. Журавлева А.Ф.
  5. ЛакомоваН.
  6. Нарожная П.Я.
  7. Попова Е.Ф.
  8. Ненашева Е.
  9. Полничко Н.И.
  10. Кузнецова К.И.
  11. Харламова М.
  12. Пальчикова А.И.
  13. Лынева
  14. Стрельникова
  15. Егорова                                9 марта 1944 год.

Успенская церковь города Лабинска была синодально-обновинческой ориентации.
В Лабинске имелся так же молитвенный дом общины верующих патриаршей ориентации. Община состояла из девяти тысяч человек. Существует так же список церковного совета верующих:

  1. Молько Павел Сергеевич - староста;
  2. Сергеев Иван Карпович;
  3. Пащенко Андрей Алексеевич;
  4. Клименко Никита Артемович;
  5. Матвиенко Афанасий Артемович;
  6. Лещенко Николай Петрович;
  7. Новиков Сергей Игнатьевич;
  8. Гладышев Андрей Михайлович.

Осенью 1959 года на комсомольской конференции впервые прозвучало предложение: «Организовать в Успенской церкви клуб в целях идейно-патриотического воспитания молодежи и создания необходимых условий для проведения физкультурно-массовых работ в районе».
Спустя почти полгода, 6 апреля 1960 года, прямо во время службы в помещение храма зашла первая комиссия райисполкома с требованиями о необходимости передачи церковной утвари и помещений церкви. Но прихожане и духовенство от передачи отказались, организовали охрану из верующих. Вот их фамилии:

  1. Орехов Иван Исаевич;
  2. Йорданов Григорий Иванович;
  3. Стусь Иван Васильевич;
  4. Бардзан Филлимон Михайлович;
  5. Алыпаева Александра Петровна;
  6. Ермоленко Петр Михайлович;
  7. Федорченко Яков Тихонович;
  8. Пуртова Анна Никитична;
  9. Белоусов Максим Петрович;
  10. Колпакова Мария Васильевна;
  11. Рябов Николай Иванович;
  12. Пропастин Семен Сергеевич;
  13. Волкова Ольга Яковлевна;
  14. Мелентьев Константин Демидович;
  15. Краморов Егор Алексеевич;
  16. Калашников Ф.Л.;
  17. Симученко Максим Андреевич;

18.Носенко Григорий Сергеевич;
19.Милых Василий Игнатьевич;
20.Северин Иван Ефимович.

Тем не менее двери храма были забиты. Службы проходили в маленьком церковном доме. Во время церковных праздников прихожане молились на паперти храма.
В один из зимних дней 1960 года должна была состояться передача имущества Успенской церкви в церковное сословие, после чего официально должна была прекратить свое существование. По приказу № 2 от 23 февраля 1960 года на основании решения райисполкома и ходатайства крайисполкома о изъятии церковного имущества.
20 августа 1960 года священник Успенской церкви отец Андрей (Матвеев), был вызван в город Краснодар уполномоченным совета по делам Русской Православной церкви т.Бабушкиным и таким образом церковь осталась   без   священника.   В   это   время   было   объявлено   сдать регистрационные удостоверения протерею Волковичу А.И., диакону Чалому П.Г. и служителю Андрееву по приказу Бабушкина.
Постановление об изъятии имущества было показано так же старосте Молько П.С. для передаче общине верующих. В последних числах ноября 60-го года церковному старосте поручено обсудить с общиной, как поступать с церковным имуществом.
Через два дня Молько П.С. сообщил, что они решили имущество себе не брать, а предложили решать как с ним поступать райисполкому. Председатель райисполкома Бадран договорился в городе Краснодаре о том, что имущество церкви передать в распоряжение благочинного города Курганинска. Благочинный Курганинска 9 декабря 1960 года прибыл в райисполком, чтобы решить вопрос, когда будет возможно принять имущество. Было договорено передать 12 декабря. Об этом поставлен в известность староста Молько, так как ранее было дано указание, что имущество должны выносить из церкви сами верующие.
12 декабря 1960 года было приглашено 40 человек дружинников для обеспечения порядка, затем пригласили еще 60 человек. В ограде церкви находилось 30-40 человек верующих. Верующие заявили, что сами передавать имущество не будут. Весть эта быстро разнеслась по городу. Собралось около 500 человек верующих. Все возмущались тому, что происходит. Осаду стариков и старушек, пенсионеров и инвалидов вели несколько дней и ночей, под руководством начальника районной милиции и секретаря райисполкома Давыдова, заведующего городского коммунального хозяйства Каменского, группой комсомольцев, студентов Лабинского сельскохозяйственно-технического ремесленного училища № 1 и в полном составе всей районной милицией. Применялось жестокое насилие, терзали, швыряли людей и крутили руки, разгоняли бабушек, сажали в машины и увозили, как арестантов. Поднялся страшный шум, крики, слезы. Были случаи сердечных приступов. Сторожа Краморова Г.А. поставили к стене, как арестованного. Многих насильно согнали в церковную сторожку.
Автосваркой запаяли запоры, дверные засовы, замки входа с южной стороны. Кроме того еще наложили и припаяли на дверях железную накладку.
Храм был полностью разорен и осквернен изнутри. Бульдозером снесены все порожки и паперть, разорено и снесено кладбище при храме. Все захоронения разровняли трактором, кресты с могил сожгли, а кости из гробов разбросали по площади. В памяти верующих навсегда осталась эта картина вероломства.
С этого дня верующие стали молиться на улице при входе. Полтора года производили моления на холоде, в дождь и стужу, мороз и ветер. Здание было опечатано. Пустовало оно до 1967 года.
8 июля 1960 года было так же отобрано помещение сторожки, которая находилась при церкви, она имела помещение для двух сторожей, для уборщицы, крестильня для холодного времени года, оборудованы печи для внутреннего выпекания просфор.

Затем здание церкви отдали под Дом культуры. Здесь проходили собрания комсомольцев, танцы.
Община верующих регулярно подавала жалобы и прошения в Кремль на имя Хрущева, Брежнева и других, писали даже на имя патриарха Алексия. Но ответа либо совсем не приходило, либо приходил отрицательный ответ.
Новая эра возрождения Свято-Успенского храма началась после празднования 1000-летия Крещения Руси.
С июня 1991 года люди стали вновь молиться у церкви. Затем вошли в храм. Повторно храм был освящен в 1991 году.
Долго еще спортивные разметки от прошлого спортивного зала школ города напоминали о годах поругания.
Но все возвращается на круги своя.
Активное возрождение Свято-Успенского храма началось с назначения на должность настоятеля протоиерея Александра (Мудрика), указом Архиепископа Майкопского  и Армавирского Александра от 14.08.1994 года, а также помощи тех, кто считает своим долгом пожертвовать на благое дело большие и малые средства. За этот период была возведена колокольная,  приобретена звонница из семи колоколов,  установлен большой центральный и четыре малых купола, полностью произведен ремонт внутренних и наружных стен храма, заменены окна, отопительная система, с 2005-2007 год изготовлен и установлен резной иконостас, написаны иконы. В настоящее время производиться золочение резных деталей иконостаса.
В 2007 году Свято-Успенский храм отметин свое 118-летия.
С 1995 года начала действовать воскресная школа при Успенском храме. Она располагается в причтовом доме,  в одной комнате. При ней имеется церковная библиотека.
С 2004 года ведется строительство нового трехэтажного здания воскресно-приходской школы, в настоящее время возведены стены, из-за отсутствия финансирования строительство прекратилось.